ТЕОРИЯ АЮРВЕДЫ
АМА И АГНИ
1. Ама
Согласно аюрведе, "ама" - это общее название всех токсинов, образующихся и накапливающихся в организме в ходе переваривания пищи и других обменных процессов. Западная медицина отрицает наличие "шлаков" в организме человека, однако в аюрведе наличие подобных продуктов не только не отрицается, но играет важную роль в диагностике и лечении болезней.
Ама имеет свойста тяжести, холода, вязкости и плотности, представляя собой главным образом скопление слизи различного происхождения. Но не только: например, "каловые камни" - это тоже разновидность амы, как и токсичные молекулы в межклеточной жидкости. Кроме того, ама может образовываться при сдерживании отрицательных эмоций и вообще психический деятельности.
Ама является причиной простудных заболеваний, а также хронических болезней, вызванных слабым иммунитетом - от аллергий до артритов и рака.
Ама может соединяться с любой дошей, отягощая ход болезни и меняя свойства самой доши. Доша, соединенная с амой, получает приставку "сама". Если же доша расстроена сама по себе, то применяется приставка "нирама".
Ниже указаны некоторые симптомы расстройства дош в чистом виде и в соединении с амой.
1. Сама-вата.
Запоры, плохой запах изо рта, зловонный кал, налет на языке, боли и газы в животе, плохой аппетит, тяжесть, слабость.
В лечении применяются горькие и острые травы в сочетании с легкими слабительными.
2. Нирама-вата.
Запоры и запах отсутствуют, состояние не такое тяжелое, но истощение тела сильнее. Вяжущий привкус во рту, ощущаются сухость и повышенная легкость.
В лечении применяются сладкие и острые травы с легкими тонизирующими свойствами.
3. Сама-питта
Потеря аппетита, желтый налет на языке, желтый оттенок телесных выделений. Рвота желчью, плохой запах изо рта, горький или кислый привкус, кожные высыпания и затуманенность восприятия.
Лечение направлено на удаление токсинов, используются горькие и тонизирующие средства.
4. Нирама-питта.
Усиленный аппетит, повышенная жажда, красный, но без налета язык, темная или красноватая моча, приступы жара, обостренное восприятие и повышенная возбудимость в поведении.
Для лечения используются травы с охлаждающими и тонизирующими свойствами.
5. Сама-капха
Плохо отделяемая, мутная, густая и липкая слизь, которая скапливается в горле. На языке налет, слюна тягучая и вязкая, во рту кислый или соленый привкус, ощущение стесненности в груди и затрудненное дыхание, слизь в моче и кале, потеря аппетита, усталость и апатия, боли во всем теле.
Лечение направлено на разжижение и удаление слизи, а также устранение токсинов. Применяются острые и горькие травы соответствующей направленности действия.
6. Нирама-капха
Слизь водянистая и пенистая, отделяется легко. Язык без налета, привкус во рту сладкий, аппетит нормальный.
Для лечения применяются отхаркивающие острые и сладкие травы.
Любое лечение направлено сначала на очистку от токсинов и перевод "самы" в "нирама", а потом на уменьшение самой доши.
Для предотвращения накопления амы следует придерживаться некоторых правил:
1. Не переедать
2. Не запивать еду, особенно холодными напитками
3. Использовать натуральные продукты без консервантов
4. Не отвлекаться во время еды на телевизор, книги, беседы и т.д.
5. Не употреблять пищу в состоянии стресса и подавленности.
6. Кушать тогда, когда голоден
7. Достаточно много двигаться.
2. Агни
Агни - важнейшее понятие в аюрведе, в общем случае - это огонь, как пищеварительный, так и умственный. Агни поддерживает в теле жизнь и обеспечивает переработку пищи в теле и информации в уме. Когда агни ослабевает, наступает болезнь, когда агни гаснет - человек умирает...
Агни входит в питта-дошу, но если сама доша влажная, то агни - сухой, а оба они легкие и горячие.
Агни присутствует везде и некоторым образом связан с ватой, которая ответственна за его движение.
Агни представлен в разных формах, которые выполняют разные функции в разных частях организма: расщепляет молекулы пищи в желудке и кишечнике, уничтожает вредные бактерии в иммунной системе, перерабатывает информацию в коре головного мозга и т.д.
Пять видов агни (соответсвующие первоэлементам) переваривают эти компоненты пищи, а затем своей тонкой энергией превращают их в сознание клетки.
В некоторой степени агни и ама - противоположности, недостаток агни ведет к накоплению амы, а избыток амы подавляет агни. Поэтому поддержание в организме полноценного агни является залогом крепости и здоровья человека.
Однако, избыток агни тоже может приводить к болезням и тела, и ума.